ФНС России всерьез взялась за клининговый бизнес

ФНС вплотную занялась отраслью. Налоговики подсчитали, что вычеты по НДС клининговых компаний составляют 85%, тогда как этот показатель не должен быть выше 35%.

Львиная доля себестоимости отрасли (50–70%) – это фонд оплаты труда, и соблазн раздавать зарплату в конвертах очень высок.

«Но сейчас отбиваться от налоговой стало практически невозможно», – говорит Юрий Богданов - исполнительный директор Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО).

Налоговики действительно во всеоружии. Теперь они работают с big data, а в 2015 году запустили систему АСК НДС (автоматизированная система контроля за уплатой НДС), сообщил на июльском форуме клининговой отрасли заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров.

Да и зарплатные налоги стали неплохо администрировать.

Такая технология позволяет налоговикам не просто ловить отдельных нарушителей, но фокусироваться на целых отраслях, в которых наблюдаются наибольшие проблемы по неплатежам.

Но при этом выяснилось, что «сокрытие налога на добавленную стоимость даже не является дополнительной выгодой» для предпринимателей. «Это то, что позволяет сделать максимальный дисконт к цене заказчика, – поясняет Даниил Егоров. – И мы поняли, что модель классических рейдовых выездных проверок не работает. Тогда мы разработали модели отраслевых проектов».

Суть отраслевого проекта, пояснил Юрий Богданов, заключается в том, что ФНС, обобщив проблемы в той или иной отрасли, выделяет ее лидеров и ставит ультиматум: к определенному сроку продемонстрировать положительную динамику по выплатам налоговых долгов, выйти на показатели выплат в объеме 30–35% от прибыли и полностью «обелиться».

«Мы уже начали довольно серьезные контрольные мероприятия по тем компаниям, которые нас не слышат, – предупреждает Даниил Егоров. – Мы сейчас не будем работать по всему рынку, мы будем выбирать самых плохих, у которых самая большая доля вычетов и самые большие суммы неуплаты, и проводить контрольные мероприятия».

До начала 2019 года действует так называемый «период толерантности» – если компании встанут на «путь исправления», им это зачтется при проверке предыдущих периодов отчетности. Если нет, то к налоговикам могут подключиться правоохранители, и тут уже запахнет уголовными делами.

Пока же ситуация на рынке складывается парадоксальная. Государство в лице ФАС требует минимальных цен по госконтрактам, бизнес, приспосабливаясь, перестает платить тому же государству налоги, и в ответ государство в лице ФНС начинает трясти бизнес, понуждая повышать цены на контракты и выплачивать долги, но та же ФАС зорко следит за повышением цен на эти же контракты.

Выездные налоговые проверки и блокировки счетов стали ежедневной повесткой для участников индустрии чистоты примерно с 2016 года.

К этому еще добавилась политика Центробанка по оздоровлению банковской сферы – заниматься «обналом», как прежде, стало практически невозможно.

Все это стимулировало компании объединиться, для того чтобы вместе решать, как из «серых» стать «белыми и пушистыми». Так родилась НАФО.

«Игроки рынка поняли, что существующая парадигма ведения бизнеса стала высокорисковой и явно убыточной, жить так дальше в общем-то стало невозможно», – говорит Юрий Богданов.

Теперь их задача – привлечь в ассоциацию как можно больше компаний, чтобы вместе популярно объяснить заказчикам: цены на клининговые услуги придется поднять, так как в них будет включена налоговая нагрузка.

Таким образом, цены вырастут примерно на 50–70%. Для примера: сейчас расценки на уборку внутренних помещений варьируются от 40 руб./м2 до 200 руб./м2 в месяц